ruslan.com.ru


Плетение полотнянки

Введение

Кружевной промысел известен еще испокон веков, как за границей, так и у нас в России. Использовали кружево не только в нарядной, но и в повседневной одежде, а так же, оно служило украшением интерьера. Кружевные изделия ручного производства отличаются своей оригинальностью, необычностью узора, воздушностью, неповторимостью и декоративностью, чем и привлекают внимание зрителя и покупателя.

Кружево красиво, воздушно, художественно, гармонично, но, к сожалению, в России мы все больше забываем о традициях. В данной работе мы исследуем и подробно опишем процесс изготовления оборудования для плетения кружев. Наше исследование направлено на развитие знаний о русском народном творчестве - кружевоплетении.

Цель данной работы - раскрыть понятие рабочее место кружевницы и изготовить оборудовании и инструменты для плетения кружев.

Задачи:

исследовать такой вид русского народного творчества как коклюшечное кружево;

на примере основных элементов кружева показать для чего используют те или иные инструменты и приспособления;

показать полный цикл изготовления инструментов и оборудования для плетения кружева;

Объект исследования данной курсовой работы - кружевоплетение как вид декоративного искусства.

Предмет исследования - технология изготовления инструментов и оборудования для плетения кружев.

Гипотеза: на практике, создавая своими руками приспособления для кружевоплетения мы способствуем формированию навыков трудовой деятельности ребенка и развиваем у него чувство ответственности.

Актуальность работы состоит в том, что XXI век - век промышленного и научного прогресса. И это закономерный исторический процесс. Но, как известно без прошлого нет и будущего. Поэтому не стоит забывать о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, сегодня оно активно возрождается, однако нужно проделать очень большую работу, чтобы кружево полностью восстановилось как народный промысел, после сложного периода в истории нашей страны.

В процессе работы над данной темой мы применяли следующие методы исследования:

·Анализ - рассмотрение инструментов для плетения кружев и их функционального назначения. На страницах данной работы, мы часто применяли данный метод вследствие его доступности и простоты изложения;

·При исследовании функционального назначения приспособления и оснастки, а так же их видов, мы часто использовании метод «Классификация»;

·В процессе написания части заключение и подведении итогов работы мы использовали метод «Обобщение» - систематизация наиболее важных понятий;

·При объединении некоторых частей и создании единой картины представления о работе применялся метод «Синтез».

1. Историко-аналитическая часть

.1 История развития кружевоплетения

кружевоплетение коклюшечный техника

Кружевом называется сетчатая, прозрачная ткань, состоящая из сплетения ниточных узоров в виде различных орнаментов и фигур, цветов, веток с листьями, изображениями животных, зверей и птиц, даже целых бытовых стен, характеризующих время их ручного производства. Само понятие «кружево» означает кружить, окружать, обрамлять края одежды, полы, рукава и т.д.

Украшения одежды: вышивка, тесьма или кружево могли быть из ткани другого цвета. Кружево пришивали в качестве каемок или вышивок на край ткани. Русское, плетеное кружево имело второе самостоятельное значение как ажурное цветное изделие с красивыми узорами.

Историки утверждают, что в Индии плетеное кружево из нитей было известно в 1333 году. Во второй половине ХVI века, в 1363 году английский король Эдуард III издал указ, запрещающий ввоз вязаных изделий и кружева. Если Египет и страны Востока были родиной кружев, вышитого иглой по прозрачной ткани, то индия была родиной плетеного кружева.

На Руси с древности плетение кружев было любимым женским рукоделием, домашним ремеслом. Русские девушки и женщины в плетение кружев вкладывали умение, проявляли большой художественный вкус и искусство.

Кружева на Руси известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.

С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: Вологодское, Елецкое, Киришское, Вятское, Московское, Галицкое, Рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки - дело неспешное, и являло собой совсем не развлечение, а полноценный заработок.

Еще одной особенностью кружева является его символика. На Руси принято было использовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение.

Художественный почерк и богатство художественных форм золотосеребряного парного кружева ХVII в. оказали влияние на елецкое кружево, которое сохранилось в художественных формах в изделиях кружевниц второй половины ХIХ века.

Старинные мотивы и узоры народного прикладного искусства продолжали жить в Елецких, Вологодских, Рязанских и Вятских кружевных изделиях.

Для 2-ой половины ХVII века характерны следующие узоры выполненные из льняных, шелковых нитей: растительные орнаменты с трилистком на гибком стебле, который размещался в каждом зубце края кружева; по кромкам ряд «гребешков» параллельных насновок в виде веера, подобные Елецкому кружеву.

Реформы Петра I изменили не только границы Российской империи, но и экономику, культуру. Изменился быт, моды и покрой одежды. В России появились костюмы европейского типа, мужские и женские.

Металлическое кружево из золота и серебра в XVIII веке постепенно теряет свое значение, а во 2-ой половине века - льняное кружево.

Изменение моды и убранства одежды дворян и купечества привело к резкому росту потребности и производству тонких льняных и шелковых нитяных кружев в России. Старая мода на золотосеребряное кружево сохранились только для провинциального дворянства. Золото и шелк шло на кружево для женских головных уборов: рогатые шляпы, кораблики и кокошники. Пышные черно-белые кружева шли на платья со шлейфами, кружевом украшали женские сюртуки, с кружевом на полах, воротниках и манжетах, а также одежды мужчин убирали цветным кружевом. Особенно были модны полотенца с дорогим кружевом, кружевные воротники и накидки.

В конце XVIII - начале века существовала самая большая известная мануфактура в России в заведении госпожи Протасовой под Мценском, где создавали различные изделия из кружева западноевропейских узоров. Здесь работали тысяча двести крепостных девушек. Они круглый год плели покрывала, накидки, целые платья, мерное кружево, шарфы. Кружевной товар поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. Мценское кружево плели из льняных тонких нитей, из Англии привозили шелк-сырец, хлопчатобумажные нити. Наставниц по кружевам приглашали из Франции и Бельгии.

На рубеже XVIII-XIX веков российское кружево в итоге исторического развития стало одним из видов русского народного прикладного художественного искусства. Ремесло стало искусством народа, его способностью творить красоту, создавать прекрасное.

Кружевоплетение в Елецком уезде было городского происхождения. Его изготавливали в монастырях. Оно развивалось параллельно с плетением гаруса. Гарус плели главным образом государственные крестьяне, свободные окрестных сел вокруг Ельца. В процессе развития, в отличие от вологодского кружева, где создавали геометрические орнаменты, характерные для резьбы по дереву, кости бересты, в Елецком кружеве преобладали растительные орнаменты.

В Елецком кружеве начала ХIХ века встречаются узоры оленя, птиц, цветущие кусты, растительные и природные мотивы. Все фигуры узора оттеняются по контурам: голубой, розовой и охристой «сканью». Часть узора по кромке выполнялась извилистой линией, на ее сгибе цветок с листочками.

Елецкое кружево искрилось богатством, радугой красок, блеском шелка и золота, легкостью и прозрачностью изделий, а главное многообразием, гармонией и декоративной выразительностью узоров, неповторимость композиции елецких русских кружев. Все это показатель не только богатства творческой фантазии елецких кружевниц, но и большой вклад кружевного плетения Елецкого уезда в художественную культуру русского прикладного искусства.

1.2 Организация рабочего места кружевницы и технические особенности парного коклюшечного кружевоплетения

Центрами русского кружевоплетения во второй половине ХIХ века были Вологда, Елец, Михайлов, Вятка, Арзамас, Калязин, Торжок.

В Михайловском районе Рязанской обл. издавна плели мерное кружево из ярких цветных ниток, которое применялось для украшения народной праздничной одежды, что плели по памяти, по числу переплетений, с поворотом одних и тех же приемов. Преобладал в них красный цвет.

Парное и сцепное кружево выполнялось по специальным сколкам с помощью множества (до 200) пар коклюшек.

Парное кружево плели повсеместно, но особенно красивым оно было в Ельце, Орловской губернии и Галиче Костромской губернии. Парное плетение применялось для выделения мерного кружева, которое использовалось для украшения костюма, отделки белья, скатертей и салфеток.

У парного кружева геометрические орнаментальные мотивы прямоугольных очертаний из полотнянки четко выступают на фоне мелкой решетки, как и в древнерусском золотом кружеве, чаще всего здесь встречаются ромбы, зигзаги и треугольники.

В Ельце чаще, чем в других районах плотные ромбы и круги обрамлялись паучками или звездочками, что придавало кружеву необыкновенно живописный вид. Иногда тесно расположенные друг к другу мелкие круги создавали впечатление нанизанных в узор жемчужин. Такое кружево называлось «жемчужинка». Для большей рельефности контур мотивов выкладывали сканью.

Основными видами плетения кружева являются: плетешок, полотнянка, сетка и носновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор.

Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Его выполняют двумя парами коклюшек.

Полотнянка - главный элемент кружева. Полотнянка выполняется несколькими парами - долевыми и ходовыми - в зависимости от рисунка и имеет вид ткани. Полотнянка бывает без перевива долевых пар, с перевивом долевых пар и с перевивом всех пар. Все три вида полотнянки выполняются по сколку.

В начале сколка на булавки навешивается необходимое количество долевых пар. На правую крайнюю булавку навешивается еще одна ходовая пара. Полотнянка с перевивом двух крайних долевых пар отличается более ажурной каймой. При этом ходовая пара перевивается не только после булавки, но и после сплетения с каждой из перевитых долевых пар. При плетении прямой полотнянки необходимо следить, чтобы ходовая пара шла перпендикулярно долевым. По окончании делается зашивка.

Сетка имеет переплетение более прозрачное, чем полотнянка. Сетка выполняется по такому же сколку, как и полотнянка, но ход перевива нитей совершенно иной. Здесь нити долевых пар все время переплетаются с ходовыми парами по диагонали. При плетении полотнянки и сетки ходовые и долевые пары постоянно выравниваются и утягиваются. Неравномерное и слабое утягивание нитей в сетке и полотнянке дает неровную поверхность, влияющую на внешний вид кружева.

Насновки имеют овальную или четырехугольную форму с плотным рельефным заполнением. К простейшим кружевам парной техники плетения можно отнести четыре вида прошв-решеток: простую в ползаплета, простую в полный заплет, московскую и квадратную. Кроме решеток, к этой группе относится кружево прошва с несложным рисунком из полотнянки и насновок, а также кружево-край с различными по форме фестонами.

Прошвы-решетки выполняются 10 парами коклюшек.

Кружево-прошва с квадратом из полотнянки выполняется четырнадцатью парами. Пары в этом кружеве до и после булавок сплетаются в полный заплет.

Кружево-прошва с квадратной или овальной насновкой выполняется восемью парами коклюшек. Плетение начинается с решетки, затем двумя встречающимися парами делается носновка. Перед началом насновки и после ее окончания пары перевиваются по два раза. Кружево прошва с овальной насновкой выполняется десятью парами.

Кружево-прошва с насновками звездочкой выполняется двенадцатью парами. Здесь решетка делается в ползаплета. Выполнение насновок начинается с верхнего угла квадрата. Вначале две пары перевиваются по два раза, затем сплетаются в полный заплет, а за булавкой из них выплетается носновка до центра звездочки. После этого две пары слева квадрата и две пары справа поочередно два раза переплетаются, сплетаются в полный заплет, и делаются насновки до центра звездочки. Затем в центре все пары сплетаются полотнянкой. После этого выполняется вторая часть звездочки, вначале центральный луч, а потом боковые. Пары от каждого луча перевиваются по два раза, после чего переходят в решетку.

Кружево-край в парном плетении бывает с полукруглыми, овальными фестонами. При выполнении кружевного края, фестоны на сколке должны быть всегда с правой стороны.

Кружево-край с полукруглыми фестонами выполняется одиннадцатью парами коклюшек. Плетение кружева начинается с фестона слева направо до половины так, чтобы от каждой булавки оставалось по одной паре коклюшек, которыми будет выполняться решетка. При выполнении второй половины фестона эти пары должны быть опять приплетены к фестону. Шесть же долевых пар должны оставаться в фестонах постоянными и плавно изгибаться, следуя их форме. Полотнянка в фестонах должна выполняться равномерно по плотности с небольшими уплотнениями между зубцами. При плетении фестонов необходимо после каждой булавки утягивать пары так, чтобы сохранялось горизонтальное положение ниток ходовой пары. Ажурные просветы по внешнему контуру зубца образуется в результате перевива крайней долевой и ходовой пары.

2. Оборудование и инструменты для плетения кружева на коклюшках

.1 Назначение плетение инструментов и оборудования для плетения кружев

Процесс создания кружева на коклюшках трудоёмок, поэтому такие изделия всегда высоко ценились. Плетение на коклюшках - длительный, многоступенчатый процесс, в котором исключительно велика роль правильно подобранного оборудования и исправного инструмента.

Процесс плетения кружевного узора на коклюшках за столетия практически не изменился. Выделяются несколько ключевых этапов кружевоплетения. Первым делом сначала создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева - сколок.

Создание сколка - сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права.

Для мерного кружева характерно многократное повторение рисунка - «раппорта» (от французского rapport - повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Валик вращают движением «от себя», постепенно вынимая булавки из сплетенного участка и перемещая их в новую область сколка. Плетение кружевного полотна выполняется по всей ширине сколка сверху вниз. В сцепном кружеве с валиком работают иначе. Так как сколок закреплён на подушке, а направление плетения меняется, то для перехода к новому фрагменту сколка подушку периодически поворачивают на некоторый угол вокруг одной, двух или всех трёх осей вращения. Плетение кружева - многодневный процесс. Во время работы кружевнице необходимо строго соблюдать чистоту нити и создаваемого кружева, а для этого требуется следить за чистотой рук и коклюшек. Каждый сплетенный участок кружева нужно защищать от пыли, закрывать его чистой тканью, прикрепленной булавками к подушке. В перерывах между сеансами всю работу следует предохранять от повреждения и загрязнения тканой накидкой. Если в процессе плетения точно выполняются все технологические приёмы и соблюдаются все меры по обеспечению чистоты, готовое кружево не нуждается в дальнейшей обработке и пригодно для немедленного применения по назначению. Однако в некоторых регионах выплетенные изделия дополнительно подкрахмаливают для придания им жёсткости.

Подушка-валик является самым необходимым приспособлением для плетения кружев. Величина и форма подушки зависит всецело от вида и величины выполняемого кружева. Подушка может изготавливаться из различного материала. По внешнему виду подушка для плетения кружев напоминает валик, который покрыт двумя чехлами.

Внутренний чехол выполняется из более плотной ткани (лен, сатин, тик для пера, бортовка). Величина этого чехла определяется величиной подушки. Для наиболее часто применяемого плетения кружев достаточна подушка среднего размера.

Один из важнейших инструментов при создании кружевного изделия является коклюшка - деревянная палочка с шейкой, на которую наматывается нить.

Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток. Можно ошкурить весенние ветки ивы. Величина и форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении - при использовании толстых нитей - коклюшки массивные, с большой головкой и несколько увеличенной шейкой для большого наматывания нитей. При использовании тонких нитей коклюшки изящные, тоньше.

Для закрепления работы на подушке - валике требуются булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. Можно использовать и канцелярские булавки с круглой головкой и петлей. Но при пользовании канцелярской булавкой необходимо залить эту петлю клеем «момент» или эпоксидной смолой, чтобы при плетении нити не зацеплялись за эту петлю.

Лучшими в пользовании являются латунные булавки с круглой головкой, т.к. их ржавчина зеленого цвета легко моется, не оставляя следов на изделии.

Вновь купленные булавки рекомендуется очистить от технических загрязнений промыванием в бензине, эфире, спирте. Затем следует их просушить. Сухие булавки нужно очистить прокалыванием через резинку - ластик, используемую при стирании карандашных записей с бумаги. Необходимо помнить, что при работе потными, мокрыми руками металлические булавки ржавеют, и впоследствии ржавчина может проявиться на кружеве.

Из краткого обзора процесса плетения видно, мы видим что для создания любого кружевного изделия нужны различные инструменты приспособления. Рассмотрим их подробнее.

2.2 Изготовление инструментов и оборудования для плетения кружев

Подушка - одно из немногих приспособлений, которое кружевница может сделать своими руками. Из книг, содержащих исторические обзоры кружевоплетения в России и за рубежом, известно, что подушки наполнялись соломой или сеном, тщательно скатанным и плотно утрамбованным.

Традиционным наполнителем для валиков являются древесные опилки деревьев нехвойных (несмолистых) пород. Для создания подушки мы использовали именно этот наполнитель.

Чтобы валик получился тугим и ровным, перед наполнением мешочка опилки были тщательно перебраны и просеяны, тем самым мы удалили крупные куски древесины или щепки. Мешочек следует наполнять постепенно, утрамбовывая каждую партию опилок.

При изготовлении чехла мы придерживались следующих правил, внутренний чехол был выполнен из более плотной ткани, а именно льна, а внешний из более легкого хлопчатобумажного полотна.

Так исторически сложилось, что оснастку, а точнее подставку под изготовленную нами подушку в народе часто именуют «козлами». Это полный аналог козел, на которых в северных сёлах России распиливают «кругляк» на дрова, но выглядят они гораздо изящнее, так как предназначены для более «тонкой» работы. Английские кружевницы называют такую подставку «конём». «Козлы» - незатейливое приспособление, состоящее из двух складывающихся рамок. Такая конструкция подставки широко распространена во всех уголках России, где занимаются плетением кружев, благодаря свой простоте, надёжности и универсальности конструкции. Материал изготовления данного изделия традиционен - дерево.

Типовые «козлы» имеют следующие функциональные особенности:

ширина рамок допускает установку валиков разной длины (нескольких типовых размеров);

переменный угол раствора рамок позволяет устанавливать валики разных диаметров;

высота подставки соответствует антропометрическим данным сидящей

Выбранный угловой раствор подставки фиксируется лентой (ремешком, тесьмой, верёвкой), связывающей нижние (реже - верхние) горизонтальные рейки рамок.

Известно, что в Вятском крае профессиональные кружевницы пользуются «козлами», у которых верхние планки имеют дугообразную форму.

Мы изготовили подставку состоящую из двух рамок, соединённых двумя болтами. Для этой подставки мы использовали потребовались сосновые рейки 40 х 16 мм и 16 х 16, шурупы - «саморезы».

Технология изготовления, произведенных нами коклюшек была такова. Первым делом, мы заготовили древесину и выдержали её в сухом тёплом месте в течение нескольких месяцев. Цель данного этапа работы подготовительная - это высушивание материала.

После этого мы сделали заготовки для точения будущих изделия, а именно выпилили их так, чтобы обрабатываемое нами дерево не содержало дефектных участков - сучков и гнили.

На следующем этапе работы мы придали заготовке форму, близкую к цилиндрической, например, восьмигранника. Для этой операции мы использовали рубанок, нож и напильник. Зная размеры будущей коклюшки, заготовку выпиливали с припусками по длине и по диаметру.

Основным этапом изготовления изделия является точение на токарном станке, где мы придали заготовке форму цилиндра, т.е. создали «болванку».

После того, как цилиндрическая поверхность была достигнута, мы останавливаем станок и измеряем диаметр, и делаем его приближенным к размеру указанному в чертеже. Следующим действием является преобразование цилиндрической «болванки» в конечный продукт - коклюшку. Карандашом мы произвели разметку вращающейся болванки, согласно чертежу.

Точение мы начали с изготовления головки и шейки коклюшки. Для контроля диаметров станок необходимо периодически останавливать. Затем выточили коническую часть коклюшки (ручку). Прямолинейность образующей конуса необходимо контролировать линейкой, останавливая станок. На следующем этапе работы мы зачистили поверхность коклюшки, используя надфили и наждачную бумагу.

Таким образом, в рамках данной работы мы создали и широко освятили технологию изготовления всех инструментов необходимых для полноценного оборудования рабочего места кружевницы.

Заключение

Коклюшечное кружево, как вид декоративно-прикладного искусства, является одним из интереснейших промыслов в истории человечества. Это - очень трудное, кропотливое и совершенное ремесло.

В настоящей работе в качестве объекта исследования мы использовали рабочее место кружевницы. Залог качественного исполнения любой работы - в исправном инструменте. Оборудование созданное нами в ходе работы над курсовым проектом соответствует всем требованиям и стандартам плетения современных кружев. В то же время мы остались верны традициям, и изготовили наши инструменты так, как делали это испокон веков. Тем самым подчеркнув состоятельность и значимость классической школы коклюшечного кружева сегодня.

Изучив технологию плетения коклюшечного кружева, а так же основных приемов плетения, мы так же поняли какие инструменты необходимы для создания того или иного элемента кружева.

На основе проделанной исследовательской работы мы делаем вывод: в народных художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа.

Современный рынок постоянно требует улучшения качества продукции. Использование качественных и исправных инструментов - залог безопасного труда кружевницы и высокого качества создаваемых изделий.

Список литературы

1. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры [Текст]/ Р.А. Бардина. - М.: Высшая школа, 1986.

. Воробьева, Т.П., Воробьева, В.А. Русская матрешка / Т.П. Воробьева. - Курган, 2008. - 53 с.

. Вардугин, В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифов до советских времен [Текст]/ В.И. Вардугин. - Саратов: Детская книга, 2001. - 352 с.

. Даль, В. Толковый словарь. В 4-х томах. Т. 2. - М., 1981.

. Ермилова, Л.В. Русская вышивка и кружево. Собр., ГИМ. [Текст] / М.В. Ермилова. - М., 1995. - 225 с.

. Ершев, С.П. Елецкие кружева и кружевницы. (Историко-экономический очерк). [Текст] / С.П. Ершев - Елец: ЕГУ, 2000 - 130 с.

. Земля Липецкая. Историческое наследие культуры и искусства. - СПб.: «Иван Федоров», 2003. - 225 с.

. Исакова, К.В. Плетение кружев. [Текст] /К.В Исакова. - М., 1995. - 86 с.

. Каплан, Н.И. Митлинская, Т.Б. Народные художественные промыслы. [Текст] / И.Н. Каплан, Т.Б. Митлинская. - М.: Высшая школа, 1980 - 176 с.

. Климова, И.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. (Учеб. пособ. Для учащихся художественно-промышленных училищ прикладного искусства).

. Кашкарова-Герцог, Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. [Текст] / Кашкарова-Герцог, Е.Д. - М., 1999. - 64 с.

. Майоров. К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. [Текст] / К. Майоров, К. Дубинская. - М., 1990.

. Попова, О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. - М.: Знание, 1984. - 144 с.

. Попова, О.С., Королева, Н.С., Чиркова, Д.А. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.С., Королева, Д.А., Чиркова. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192 с.

. Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Натальей Будур. [Текст] / Н. Будур. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 572 с.

. Рукоделие: популярная энциклопедия. / Гл. ред. И.А. Андреев. [Текст].

. Тулинова, О.В. Елец промышленный. Страницы истории елецких предприятий // Научно-краеведческое издание. - Елец, 2008.

. Фалеева, В.А. Русское плетеное кружево. [Текст] / В.А. Фалеева. - Л., 1983. - 326 с.

. 200 лет Елецкому кружеву. - ГУП «Липецкое издательство», 2001.

. Уклейн И. Краткие исторические сведения о городе Ельце. // Елецкая быль. - Липецк, 1994 - Вып. 1.


Источник: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=698442



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Изготовление оборудования для плетения кружев. Контрольная - Вязанье для мальчишек спицами



Плетение полотнянки Плетение полотнянки Плетение полотнянки Плетение полотнянки Плетение полотнянки Плетение полотнянки Плетение полотнянки